История

Вопрос о дате основания

Наблюдая в Инкермане соседство пещер с каменоломнями, последние долгое время считали местом ссылки свт. Климента Римского: со ссылкой на более раннюю литературу, об этом писали В. КондаракиУниверсальное описание Крыма», 1783: Пресные озера) и С. Сестренцевич-БогушИстория царства Херсонеса Таврийского», 1806). Данная локализация события побудила свт. Иннокентия (Борисова), архиеп. Херсонского и Таврического, возродить в 1850-х гг. в Инкерманской долине православный монастырь (при древнем пещерном храме св. вмч. Георгия Победоносца, переименовав последний в честь свт. Климента Римского; позже возникла версия, что 1-й храм на этом месте высек в скале сам свт. Климент). Однако, место разработки камня в мученической версии жития свт. Климента Римского названо мрамороломней, а в Инкермане добывали известняк. Мраморовидный известняк в окрестностях Херсонеса добывали в древности в верховьях нынешних бухт Камышовой и Казачьей, и во 2-й из них существует островок, на котором в кон. XIX в. были исследованы остатки средневекового монастыря, признанного многими учеными (начиная с А.Бертье-Делагарда) 1-м мемориалом свт. Климента.

28 ноября 1908 г. преподаватель Таврической духовной семинарии и членом Таврической ученой архивной комиссии св. мч. Димитрий Спиридонов (†1938) выступил с докладом «К вопросу о мученичестве св. Климента, папы Римского в Крыму» (доклад был опубликован в 1909 г. в «Известиях Таврической ученой архивной комиссии»). Анализ многих древних агиографических памятников привел ученого к следующим выводам. «Церковная история» Евсевия Кесарийского начала IV в. еще не называет свт. Климента Римского мучеником: «В третий год царствования упомянутого императора [Траяна] Климент, епископ Римский, скончался, передав свое служение Эваресту. В течение девяти лет он возглавлял обучение Божественному слову» (кн. III, 34). Особенности греческой версии данного текста таковы, что «поставление Эвареста предшествовало кончине Климента, а не ссылке; следовательно, кончина Климента произошла там же, где и поставление Эвареста», поскольку «в древней Церкви передача епископской кафедры одним другому не была явлением исключительным, но происходила только перед смертью первого. Выбытие же епископа из города еще не делало его кафедры вакантной». Не называет свт. Климента мучеником и сочинение «О знаменитых мужах» Блаженного Иеронима Стридонского конца IV в.: «Он (Климент) скончался в третий год царствования Траяна и память о нем доныне хранит в честь его воздвигнутый в Риме храм». Однако, в ту же эпоху, сочинение «О порче книг Оригена» писателя Руфина – чья «литературная деятельность… небезупречна» – впервые говорит о мученичестве свт. Климента. В это же время создается «мартирий» свт. Климента, где на Римского епископа перенесены некоторые черты из жития сщмч. Климента Анкирского – в духе обычного для древней агиографии приема заимствований. Толчком послужило проникновение на Восток Средиземноморья известий о почитании в Херсонесе Таврическом мощей св. Климента «Анкирас» («Якорного»). Автор нач. VI в. Феодосий так сообщал об этом почитании: «Город Херсон, что у моря Понта; там претерпел мучение святой Климент; гробница его в море, где было брошено его тело; этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь в день его памяти весь народ и священники садятся в ладьи, и когда приплывают туда, море высушивает шесть миль, и на месте, где находится гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служатся там Литургии, и Господь совершает там много чудес: там изгоняются бесы, и если кто из одержимых получит возможность прикоснуться к якорю и прикоснется, то сейчас исцеляется». Чтобы предотвратить отождествление Херсонесского «Анкирас» с Анкирским св. Климентом, анонимный агиограф (Д.Спиридонов допускал, что это был тот же Руфин) отождествил 1-го из них с Римским епископом, но заимствовал данные из жития 2-го: объясняя появление 1-го в Херсонесе и комментируя его наречение «якорным», автор использовал мотив ссылок и эпизод потопления в мешке с камнями из жизни 2-го. Предпринятая мера, однако, не уберегла агиографию от отождествлений св. Климента Херсонесского со св. Климентом Анкирским, примеры которых встречаются в памятниках средневековья. В 860-х гг. Херсонес посетил – во время миссии к хазарам – св. равноап. Кирилл, который, узнав о прекратившихся отливах вблизи места погребения св. Климента, совершил обретение мощей на островке близ морского берега и перенес святыню в город, а часть от нее доставил в Рим; при этом он полагал, что обрел мощи именно свт. Климента Римского. «Решение, данное А.Л.Бертье-Делагардом вопросу о месте нахождения Константином-Философом св. мощей около Херсонеса, прочно обосновано, как наиболее вероятное. Но остается открытым другой – кто был этот св. мученик», – отмечал Д. Спиридонов; и давал ответ: св. Климент «Анкирас». Мнение св. мч. Димитрия Спиридонова о том, что необходимо различать свт. Климента Римского и тезоименитого мученика в Херсонесе, поддержано рядом авторов и в современной церковной литературе.

На основании архитектурных исследований, ученые полагают, что пещерные монастыри Инкерманской долины возникли в разное время в период от иконоборчества в Византийской империи (VIII-IX вв.), когда многие иноки удалились на окраины страны, до существования православного княжества Феодоро в юго-западной части Крыма (XIV-XV вв.). Ансамбль пещерных монастырей Инкерманской долины напоминал такие центры монашества, как Афон и Метеоры в Греции.

Некоторые ученые отождествляют скальный храм Свято-Климентовского монастыря с пещерной церковью св. вмч. Георгия Победоносца в Инкермане, которую в 1634 г. посетил и впоследствии описал священник Иаков – посол из России в Крымское ханство. По словам о. Иакова, в этой церкви хранились мощи неведомого по имени святого, почитавшиеся местными христианами и наводившие «страхование татаром великое, которые живут в городке над церковию»; татары не раз выносили мощи из церкви и закапывали в степи, но святыня вновь оказывалась на своем месте; о. Иаков решил увезти мощи в Россию, но святой, которому они принадлежали, явился послу во сне и сказал: «Мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз хощу по-прежнему зде учинити Русь». Наличие храма св. вмч. Георгия храма под крепостью Каламита отмечено и на карте Севастопольской (тогда Ахтиарской) бухты 1773 г.

Хронология

Не позже 1475 г. • Основание монастыря в скале под крепостью Каламита, принадлежащей княжеству Феодоро (крепость модернизирована феодоритами на основе более ранних укреплений VI-VII вв.).

1475 г. • Разорение Каламиты и захват княжества Феодоро турками.

После 1475 г. • Перестройка Каламиты турками, запустение монастыря из-за неудобного соседства с крепостным турецким гарнизоном.

1634 и 1666 гг. • В описаниях путешественников упоминаются пещерный храм св. вмч. Георгия с мощами неизвестного по имени святого (записи российского священника Иакова, 1634) и «греческий» монастырь в Инкермане («Книга путешествия» турецкого автора Эвлия Челеби, 1666).

1850 г. • Решение о возрождении монастыря под Каламитой по инициативе свт. Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического.

1852 г. • Начало возрождения монастыря, освящение главного пещерного храма в честь свт. Климента Римского (на основании гипотезы о ссылке подвижника в каменоломни Инкермана).

1854 г. • В связи с событиями Крымской войны, во время обороны Севастополя от английских и французских войск (1854-1855), в долине близ монастыря произошло кровопролитное сражение, вошедшее в историю под названием Инкерманского (24 октября 1854 г.). По находившимся в Каламите русским войскам были выпущены ядра, монастырь получил повреждения и был оставлен иноками.

1856-1907 гг. • Новое возрождение монастыря, строительство наземных сооружений.

1875 г. • Прокладка вблизи монастыря железной дороги.

1920-1931 гг. • Поэтапное упразднение монастыря: отчуждение имущества, преобразование монашеской общины в артель, передача храмов приходским общинам, раскол между общинами на каноническую и обновленческую, отторжение храмов и передача их светским учреждениям, разборка большинства наземных храмов после землетрясения 1927 г.

1941-1942 гг. • Во время обороны Севастополя от нацистов, на территории монастыря базируется 25-я Чапаевская дивизия.

1991-1993 гг. • Начало возрождения обители: сначала как приходской общины (1991), затем как мужского монастыря (1993).

1992-1996 гг. • Мероприятиями по возрождению святыни руководил архимандрит Августин (Половецкий), в миру Александр (до монашеского пострига в 1994 г. – настоятель Свято-Троицкой церкви в Инкермане). Архимандрит Августин родился в 1955 г. в г.Севастополе. Окончив московскую школу-студию при МХАТе, некоторое время работал художником-постановщиком в севастопольских театрах. С 1989 г. – активно участвовал в возрождении севастопольских православных храмов и монастырей, вначале – в качестве рабочего на восстановительных работах (весна 1989 г.), затем – как диакон и священник (август-ноябрь 1989 г.). Первым приходом пастыря стал храм свв. 12-ти апп. в Балаклаве. В 1992 г. он был назначен настоятелем в Инкерман. В 1994 г. – принял монашество, был назначен наместником Свято-Георгиевской обители на мысе Фиолент, а также и.о. наместника Инкерманского монастыря. В 1995 г. о.Августин начал возрождать Спасо-Преображенский скит в с.Терновка. Руководя духовной жизнью 2-х монастырей, скита и нескольких приходов в исторических окрестностях Севастополя, о.Августин явил себя добрым пастырем, горячо любимым братией и прихожанами. 13 сентября 1996 г. архимандрит Августин и его сподвижник иеромонах Агапит (Маланич), благочинный Инкерманской обители, погибли в автомобильной катастрофе под Белгородом, после чего были погребены в Инкерманском монастыре. «Души этих иноков созрели для Царства Божия», – сказал присутствовавший на погребении 16 сентября известный старец Кирилл (Павлов). Книга «Севастопольское благочиние» (описание святынь Севастополя и округи) 1997 г. заслуженно называет о. Августина подвижником благочестия конца ХХ в.